С появлением в нашем Центре образования и развития детей прекрасного мозаичного панно «Жар-птицы» связана интересная история. Для стены в атриуме, соединяющей два этажа, не находилось решения. Помещение просторное, стеклянный потолок пропускает естественный свет и за счет игры солнечных лучей, атриум в течение дня меняется практически каждую минуту, оставаясь ярким и захватывающим. Как не потерять красоту и подчеркнуть достоинства пространства? Некоторое время вопрос оставался открытым, многочисленные предложения не подходили. «Я понял, что есть человек, который может взять этот масштаб и сделать его легко и непринужденно. Это Зураб Константинович Церетели, - вспоминает А.П. Самохин. - И мастер создал для нас волшебную историю. И сразу сложилось и с названием Центра, и с концепцией, и где было непонятно, стало центром, стало силой и сердцем».
В одном из интервью Зураб Константинович сказал, что дети очень многому его учат и создавать для них большая честь и радость. Для проекта «Жар-птица» он разработал порядка 12 эскизов с разной тематикой. Все они были хороши, но выбор пал на Жар-птиц. После его утверждения и размера будущего произведения, было рассчитано количество цветов мозаики. Необходимая палитра смальты закупалась на заводах в России, Италии и других странах.
Мозаика собиралась в Москве, в художественной мастерской Зураба Константиновича Церетели. Работы велись в несколько этапов. Сначала создавались шаблоны (эскизы в натуральную величину), затем они клеились на предварительно выстроенную в реальную величину вертикальную стену. Сверху рисунка крепилась полимерная сетка, на которую с помощью специальных клеящих материалов укладывались предварительно наколотые кубики смальты. Панно выполнялось в сложной и трудоемкой греко-римской технике художниками-мозаичистами под авторским надзором Зураба Константиновича, который ежедневно находился в мастерской и руководил процессом.
Чтобы творчески воссоздать волшебный мир из тысяч и тысяч разноцветных кубиков смальты, использовались модули разного размера, некоторые доходили до 5 мм. За счет узких и широких строчек смальты получилась живая цветовая игра, приятная глазу. В палитре использовалось настоящее сусальное золото. При создании мозаики мастер учел тот факт, что произведение предназначается для детского Центра, поэтому на нижних уровнях смальта выкладывалась со шлифовкой и затиркой с целью нивелировать острые углы материала. Вся остальная часть панно выполнялась с колотой поверхностью наружу. По словам художников, это добавляет композиции дополнительный объем и ощущение перелива цветов. Законченность произведению придали цветы и яблоки из меди, покрытой эмалью. Они уникальны по технике выполнения и тем, что не повторяют друг друга ни по форме, ни по колористике.
Работы по исполнению мозаичного панно выполнены в сжатые сроки, всего за три месяца. В начале февраля состоялась промежуточная приемка проекта, после которой начался процесс демонтажа мозаики: нарезка, упаковка элементов панно в специальные коробы и транспортировка в Сады Придонья. Здесь бригада из 15 художников смонтировала панно, размером 18 х 12 метров, на стене атриума нашего детского Центра. Срок его эксплуатации - вечность!
Глубокий смысл и символизм цвета
Зураб Константинович Церетели - удивительный человек, талантливый художник широчайшего диапазона, который может делать и монументальную скульптуру, и графику, и эмали, и замечательную живопись. Каждое его произведение имеет глубокий смысл. В их числе мозаичное панно, созданное специально для нашего детского Центра.
В сюжете композиции две Жар-птицы на ветвях огромного дерева - Древа жизни - в окружении райских яблок и цветов. Художник обратился к сказочному образу Жар-птицы из славянского эпоса, поскольку она в древности олицетворяла свет и тепло. Свет дает тепло, тепло дает жизнь, так Жар-птица отождествляется с Солнцем, без которого не было бы жизни на Земле. По верованиям древних славян, жизнь и смерть Жар-птицы, ее перерождение означали приход весны после холодной зимы, своего рода солнечное движение вокруг Земли в течение года. А черные и белые яйца, которая высиживала эта Птица-солнце на Древе жизни, означали день и ночь. Поэтому в композицию панно автор включил изображения дневного и ночного светил - Солнца и Луны, проглядывающих сквозь ветви Древа
Особое значение для Зураба Константиновича имеет цвет. Жар-птицы и небесные светила выразительно сияют насыщенными желто-красными тонами на фоне теплых многообразных по оттенкам зеленого и синего цветов. По мнению художника, любовь носит оттенки ярких подсолнухов, надежда – «уже солнышко подкрасили красноватым», а вера - когда желтый и красный соединяются в одном. Не случайно эти цвета находятся в центре композиции мозаики, потому что вера, надежда и любовь - вечные принципы, на которых держится человеческая жизнь.
Для Церетели важнее любить, отдавать, чем получать от жизни. Чтобы эгоизм, который существует и преобладает сегодня, немножко отодвинуть в сторону. Он яркий пример и положительный жизненный ориентир для подрастающего поколения. Его слова детям, с которыми он занимается живописью, можно взять за напутствие воспитанникам детского Центра «Жар-птица»: «Если ты любишь трудиться, то можешь чего-то добиться. А если - «ой, сегодня я отдыхаю, а завтра буду работать» - ничего не получится».